Пальчиковые игры важны для развития малыша. Детские психологи считают, что пальчиковая гимнастика не только развивает речь, но и влияет на ее выразительность, делая интонации более богатыми. Есть много разных упражнений для детских пальчиков, главное суметь увлечь ребенка и регулярно выполнять пальчиковую гимнастику. Занимаясь пальчиковой гимнастикой Мишка косолапый, ребенок активизирует мышление, воображение, повышает ловкость и точность движений ручками. Если упражнение проводит мама, то занятие является еще одним поводом пообщаться с малышом. Конечно, подобные упражнения не нужно ставить во главе воспитательного процесса, в принципе можно и обойтись без подобной гимнастики. Но подобные занятия вносят разнообразие в педагогическую деятельность, а значит, и обучение ребенка может быть более разнообразным, интересным и веселым.
Почему нужно развивать пальчики
У новорожденных детей слабо развита координация и пластика движений. По мере взросления функции кистей улучшаются, но для развития мелкой моторики и ловкости пальцев рекомендуется выполнять специальные упражнения в игровой форме. Кроме того, пальчиковая гимнастика развивает речевые и актерские навыки , ведь упражнения включают и стишки.
Чтобы контролировать хватку и развивать хорошие навыки рукописания, мышцы рук ребенка должны хорошо работать вместе. Гимнастика укрепляет детские пальчики и подготавливает их к обретению последующих навыков , рисования, письма, правильного использования столовых приборов и т.д.
Хорошо развитая моторика рук (ловкость пальцев) помогает ребенку самостоятельно выполнять ежедневные действия, например, надевание одежды и застегивание молнии или пуговиц, чистка зубов и другие рутинные процессы.
Как заинтересовать ребенка
Так как пальчиковая гимнастика проводится в игровой форме, к тому же, подразумевает общение с мамой , в большинстве случаев не приходится заставлять ребенка заниматься ею. Игры с пальчиковыми упражнениями, как правило, содержат стихи, которые необходимо учить , это способствует не только физическому развитию малыша, но и тренирует мозг. Рассказывая с живыми эмоциями, разными интонациями и оформляя свой рассказ движениями пальцев (изображая действия, происходящие в стишке), вы безусловно заинтересуете малыша.
К игре можно привлечь всю семью , бабушек с дедушками, старших братьев и сестер, совместные игры укрепляют отношения и даст ребенку стимул для выполнения упражнений, ведь маленькие дети любят общаться со старшими, стараются все за ними повторять. Несколько советов, которые помогут сделать упражнения более увлекательными:
- читайте текст сказки четко, эмоционально, используя разные интонации,
- все движения выполняйте в соответствии с произносимой речью,
- касайтесь ребенка во время выполнения действий , пусть «,медвежонок», погуляет по коленке малыша,
- используйте вспомогательные предметы , например, бумажные шарики, которые можно сделать для берлоги (малыш сам может подготовить шарики).
Не стоит ждать, что у ребенка все получится с первого раза, будьте терпеливы и не забывайте хвалить ребенка за любые (даже самые маленькие) достижения.
Упражнение о медвежонке
Данное упражнение рекомендуется для малышей в возрасте от 18 месяцев до 3-х лет. Оно включает текст, описывающий сюжет и движения пальцами , для наглядного представления всего действия. Речевое сопровождение гимнастики важно для осмысления и построения ребенком образа своих действий , пальчиковые игры формируют образно-ассоциативное и логическое мышление. Большим пальцем и мизинцем правой (или левой, для левши) руки изображают лапы медвежонка, остальные пальчики следует прижать к ладошке и задействовать по мере надобности:
- Мишка косолапый по лесу гулял (пальцами изображается походка вперевалочку).
- Для своей берлоги место выбирал.
- Под сосной высокой землю стал копать, (левая рука изображает сосну , поставьте ее на локоток и раскройте пальцы, «,лапками», поскрести у локтя)
- Выкопал берлогу и улёгся спать. (левой ладошкой накрывают правую , медведя).
- Звёздочки – снежинки падали с небес (ручки поднимают кверху и, шевеля пальчиками, медленно опускают вниз).
- Замело дорожки, и дома, и лес (волнистыми движениями показывают как покрывается земля).
- И деревья ветер зиму всю качал (руками изображают качающиеся ветки).
- И всю зиму мишка сладко-сладко спал (сложенные ладошки под щекой, глазки закрыты).
Пальчиковая гимнастика «,мишка косолапый», любима многими малышами, в детских центрах она обычно исполняется с музыкальным сопровождением. Данное упражнение развивает пластичность движений, гибкость пальцев, воображение и артистизм , через некоторое время, выучив стишок наизусть, малыш может поставить маленький спектакль перед всей семьей, сорвав искренние аплодисменты.