Пальчиковые игры являются разновидностью упражнений для развития мелкой моторики. Такие занятия необходимы для становления речи, развития памяти. Также гимнастика для пальцев помогает выработать чёткую координацию движений. Занятия по развитию мелкой моторики могут проводиться в детских садах, а также дома родителями малыша.
Особенности занятий
Большой интерес у детей вызывают упражнения, сопровождающиеся весёлыми стихами на тему овощей, которые помогут не только разработать моторику, но и выучить названия продуктов, представить процесс приготовления различных блюд и таким образом расширить кругозор крохи. Большой популярностью пользуется стихотворение «Однажды с базара хозяйка пришла» , пальчиковая гимнастика, которая популярна на протяжении многих лет.
Комплекс упражнений выполняется педагогом или родителем вместе с ребёнком. Читать стихи следует с выражением, чётко проговаривая каждое слово. Движения показывать медленно, чтобы малышу всё было понятно. Если какое-то упражнение у крохи выполнить не получается, сделайте его вместе, сожмите и разожмите пальчики ребёнка своей рукой, придайте им требуемое положение.
Для удачного проведения пальчиковой гимнастики очень важен позитивный настрой. Поддержите ребёнка, если у него что-то не выходит. На упражнения, как правило, отводят около пяти минут, большее количество времени утомит малыша, и он может потерять интерес к игре.
Занимательное упражнение об овощах
1. Однажды с базара хозяйка пришла, (на этих словах «шагаем » пальчиками по столу)
В плетёной корзине она принесла:
Морковку,
Капустку,
Свёклу,
Картофель,
Горох (при упоминании каждого из овощей поочерёдно загибаем пальцы)
Ох! (ребята хлопают)
2. Начали овощи спорить тотчас: (сжимаем кулачки, а затем разжимаем)
Кто всех вкусней и нужнее из нас:
Морковка,
Капустка,
Свёкла,
Картофель,
Горох (при перечислении загибаем пальчики)
Ох! (хлопок)
3. Тем временем ножик хозяйка взяла (по одной ладони трём ребром второй руки, эмитируя процесс нарезки)
Острым ножом стала резать она:
Морковку,
Капустку,
Свёклу,
Картофель,
Горох (вновь загибаем пальцы , на каждый овощ по пальчику)
Ох! (дети хлопают)
4. Закрытые крышкой в чугунном котле (изображаем котёл: расправленная ладонь одной руки накрывает сжатую в кулак вторую руку)
Варились , варились в кипящей воде:
Морковка,
Капустка,
Свёкла,
Картофель,
Горох (считаем на пальчиках)
Ох!
Борщик у нас получился неплох! (ребята гладят ладонью свои животики)
Упражнение «,Капуста»,
Мы капустку рубим, (изображаем процесс рубки , стучим рёберной стороной ладоней)
А морковку трём, (на этой фразе потираем ладони)
Мы капустку солим, (потираем указательный и средний пальчики о большой)
Мы капустку жмём. (производим «,захват», пальчиками обеих рук)
Быстро в кадочку набили (стучим ладонями по столу)
Крышкой плотненько закрыли (с силой прижимаем ладони к столу).